Влад Тупикин
ЧТО ТАКОЕ "АНТИГЛОБАЛИЗМ" И
ПОЧЕМУ ОН ОЧЕНЬ ВАЖЕН ДЛЯ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОТЕСТНОГО ДВИЖЕНИЯ
Заметки на полях программы Европейского
социального форума
"Антиглобалистское" движение (сразу беру этот термин в
кавычки, а почему - объясню позднее) до сих пор рассматривается в нашей стране
в ряду таких
чисто
западных феноменов, которые к нам, якобы, никак не приложимы.
Такому пониманию в немалой степени способствуют отечественные СМИ, изображающие
"антиглобалистов" исключительно как толпу хулиганов,
дерущихся с полицией и крушащих витрины - что-то типа футбольных фанатов,
только хуже, потому что с
красными
и чёрными флагами.
Три мифа
В
этой традиционной картинке все детали - передержка и искажение. Во-первых, помимо
передовых отрядов, сражающихся с полицией и сокрушающих
капиталистическую собственность (разгрому подвергаются
обычно не просто "какие-то" витрины, а витрины банков и офисов особо
ненавистных
транснациональных
корпораций, прославившихся нарушением трудовых прав работников, загрязнением
окружающей среды и т.п. делами, как, например,
витрины
"МакДональдсов") и составлющих
почти обязательный компонент всех наступательных радикальных политических
движений, есть в "антиглобализме" и
размышляющая,
думающая составляющая, есть масса дискуссионных и даже исследовательских групп,
проходит множество семинаров и конференций, выходит
огромное
количество периодических и разовых публикаций. Да и те, кто со стороны "антиглобалистов" участвует в прямых стычках с полицией
- это не
бездумное
стадо, это люди, пришедшие к определённым выводам о сути капитализма и о
способах борьбы с ним на современном этапе и, в отличие от
многочисленных
"пикейных жилетов", практикующие эти способы, в необходимости которых
они убедились в ходе теоретических дискуссий. В лице передовых
отрядов
"антиглобалистов" мы видим довольно
массовый пример того, как критическая теория соединяется с практикой прямого
действия в единый, как
сказали
бы теоретики, дискурс, в единый - я выражусь попроще – способ проживания и изменения политической
реальности, окружающей нас. Нормальное,
гармоничное
сочетание мышления и действия, мозга и кулаков, рассуждения и эмоции.
Ещё
одна подмена, которую совершают с "антиглобалистским"
движением наши СМИ - выдают его за западный феномен. Однако, движение "антиглобалистов"
носит
всемирный характер - и массовые акции, и массовые форумы, и низовые проявления
движения характерны как для западных стран, так и для стран
"третьего
мира" - просто новости из этих стран нечасто попадают на наши телеэкраны и
страницы газет.
И,
наконец, третье - "антиглобалистское"
движение, по сути, не является АНТИ-глобалистским,
это всемирное движение за ДРУГУЮ глобализацию. И это не
просто
игра слов. Тут дело глубже, дело в принципиальном глобальном обмане населения
правящими кругами относительно сути сложившегося мирового порядка
и
методов, применяемых современным капитализмом для управления миром. Когда в
середине 80-х годов "социальное государство", существовавшее в
большинстве
развитых
западных стран (то есть система разнообразных социальных гарантий - пособий,
страховок, бесплатного или дешёвого образования и медицины и т.п.)
стало
уж слишком большой обузой для капитализма, втянувшегося в затяжной кризис,
направление политики было довольно быстро изменено в сторону так
называемого
неолиберализма. Пропагандистская машина капитализма
объясняла населению ухудшение и удорожание жизни уж конечно не системным
кризисом
самого
капиталистического способа производства и присвоения товаров, а тем, что
"изначальный", "чистый" капитализм был замутнён кейнсианскими
социальными
вытребеньками. Под этот вой и плач об утрате
"изначальной свободы рыночной конкуренции" пошла волна приватизации
учреждений
общественного
сектора, сворачивания социальных выплат и пособий, повышения или введения платы
за обучение и т.д., и т.п. Этот курс быстро получил
название
неолиберального. И уже это было его слабой чертой.
"Неолиберализм" - термин идеологический, смысловой и
составной. Его можно разложить на части, проследить его исторические корни,
"вскопать" его
социальный
смысл и социальный смысл его предшественника - "классического либерализма".
И, благодаря этому, быстро и несложно прийти к выводу о
его
банальной
и жестокой людоедской капиталистической сущности. Именно для того, чтобы скрыть
социальный смысл происходящих перемен, пропагандистами
капитализма
был выдуман термин "глобализация", как бы объективный, в самом себе
несущий смысловой оттенок неизбежности, непреодолимости,
безальтернативности - вроде сильного ветра, писать против которого – зряшное дело. Так противники капиталистического неолиберального реванша и получили
от
буржуазных СМИ кличку "антиглобалисты". Но
в этом контексте "антиглобалисты" - это уже
не просто идиоты, пытающиеся противостоять
"естественному"
ходу вещей, это люди, которым, называя их "антиглобалистами",
навешивают внешний, пристяжной, не присущий им самим
смысл,
ассоциируя их с консерваторами, сторонниками сохранения непроницаемых границ,
маленьких полуфеодальных государств, затхлой сермяжности, и т.д., и
т.п.
И на эту удочку начинают попадаться различные
фундаменталисты, пытающиеся обнаружить в "антиглобалистском"
движении своих союзников или
даже
вовсе присоединиться к нему. В России, например, этим занимаются всевозможные
православные обскурантисты, борцы с ИНН как с печатью зверя
(ИНН
опасен, но вовсе не этим, а как составлющая
всё более тотального государственно-корпоративного контроля за личностью) и
т.п.
Учитывая
всё это, "антиглобалисты" стараются
избегать этого термина, используя другие, вроде "противники
капиталистической глобализации", "борцы
за
другую глобализацию" и т.п. Но это длинновато, трудновыговариваемо
– и вот, вроде бы, в последнее время появился термин, который добровольно
принимают
многие люди из движения - альтерглобалисты или, как
говорят французы, альтермондиалисты.
Один
из этих двух терминов - и уже без кавычек, - я и буду использовать в этой
статье далее.
Альтермондиализм и мы
Ещё
несколько слов надо сказать о том, что движение альтермондиалистов
не едино, не унифицировано и не то, что не подчиняется общему
"командованию", а
просто
не имеет его - и это хорошо. Движение построено и продолжает строить само себя
по сетевому принципу. В него входят многочисленные
специализированные
группы, занимающиеся изучением/исследованием/борьбой против тех или иных
аспектов современного капитализма - экологической,
миграционной,
образовательной политики, политики приватизации (например, приватизации водных
ресурсов - неверотно, но дошло и до этого!) и др. По
убежденим
это могут быть анархисты, социалисты, левые лейбористы, неортодоксальные
коммунисты, левые экологи и профсоюзники и даже
лево-либерально настроенные активисты некоторых НГО, понимающие, что современный
капитализм представляет угрозу самим основам свободы личности
как
таковой, а не только тому, как и на чьи деньги эта
личность будет получать образование, медицинское обслуживание, какую еду есть и
какую воду
пить.
Столь же разнообразны и методы действия альтермондиалистов.
Это ведь не только массовые акции, которые показывают по
телевидению (заметим, что в
проследние года три - всё более скупо, хотя
движение отнюдь не идёт на спад), это могут быть какие-то локальные семинары,
пикеты, представления
уличных
политических театров или жонглёров, это может быть совсем "незаметная"
работа, вроде того, как бразильские анархисты учат детей в
пролетарских трущобах грамоте - потому что никто,
кроме них, этих детей не обучит, или вроде того, как берлинские автономы помогают найти дешёвых или
бесплатных
адвокатов и перевести необходимые документы иранским, афганским и другим
беженцам из стран "третьего мира", которым никто, кроме них, не
поможет.
Что
же до больших акций протеста вроде знаменитых сражений в Гётеборге (Швеция) и в
Генуе (Италия) в 2001 году, когда полиция открыла огонь боевыми
патронами
по демонстрантам, то они обычно приурочены к саммитам европейской или мировой
государственной и корпоративной элиты, и мобилизующим фактором
для
противников капитализма явлются скорее сами
представители элиты, назначающие свою сходку в определённом городе и в
определённое время. Для
думающих
и подвижных молодых (и не только молодых, кстати!) политических активистов
достаточно знать только это, а также обладать желанием "проучить
этих
сволочей", чтобы собрать рюкзак и выдвинуться к месту, которое через несколько дней попадёт во все
выпуски новости по всему миру.
Надо
сказать, что в этом альтермондиалистском
интернационале участвуют люди и из Восточной Европы. На больших протестных
акциях и больших дискуссионных
форумах
обычно бывает много поляков, чехов, венгров, я видел финнов, литовцев, болгар,
хорватов... Есть и наши соотечественники. И началось
проникновение
бывших советских граждан в мировой альтермондиализм
не вчера.
В
1996 году группа российских анархистов выезжала на Межгалактический конгресс
против неолиберализма в Берлин. В 1997-м на
аналогичном мероприятии
в
Мадриде побывали анархисты из Москвы и Минска. Летом 1997 года на международную
блокаду строившейся тогда атомной станции в Темелине,
недалеко
от
чешско-австрийской границы, выехало около 50 человек из Европейской России, с
Урала, из Белоруссии и Украины - в основном, это были анархисты и
радикальные
экологи. Затем, с 98 года, за поездками становится уследить всё труднее. Но
скажем, что СНГ-шные анархисты, радикальные зелёные и
леваки
были
и в Тампере в 1999-м, и в Праге в 2000-м, и в
Гётеборге в 2001-м, и в Генуе в том же году, и дальше, дальше, дальше. Не
молчали о своих взглядах и
своей
борьбе отечественные альтермондиалисты и внутри
страны. Ещё в 96-м году появились соответствующие публикации в
анархо-экологической газете
"Хранители Радуги", а чуть позднее - и в
радикально-экологическом журнале "Третий путь", в 1998-м была
подготовлена и выпущена (тираж, конечно, давно
разошёлся)
толковая брошюра "Сопротивляйтесь власти корпораций". В 2002-м вышел
первый номер "антиглобалистского" журнала
"Мегафон", в сети появилась
масса
сайтов. Наконец, с 2001 года уверенно работает русскоязычная
Индимедия http://russia.indymedia.org - наше
отделение всемирной информационной сети
противников
современного капитализма, родившейся в дыму газовых гранат во время знаменитой
"битвы в Сиэттле" осенью 1999-го, когда 50
тысяч
протестующих
физически не допустили проведения в городе саммита Всемирной торговой
организации.
В
общем, у поездки "СНГ-шной сотни" в ноябре
2003-го в Париж на европейский социальный форум была своя предыстория. К этому
времени "антиглобализм" в
российском
протестном сообществе стал, более или менее, моден. Искупаться
в лучах медийной славы "антиглобалистов"
пытались различные комсомолы,
различные
"взрослые" политические структуры. Национал-большевистская партия в присущей ей манере
вообще объявила себя единственными настоящими
"антиглобалистами", а троцкисты из Комитета за рабочий
интернационал и некоторые их союзники попытались создать какое-то подобие
"антиглобалистской
партии"
с индивидуальным членством, используя для этого довольно конформистский
по сути, но "круто" и по-молодёжному
звучащий международный
лэйбл АТТАК. И только те, кто участвовал в международном альтермондиалистком движении с самого начала, то есть
анархисты, а также радикальные экологи из
"Хранителей
Радуги", посмеивались или ехидно улыбались, глядя на всё это.
Зачем нужны форумы
Итак,
осенью 2003-го передвижная столица "антиглобализма"
временно обосновалась в Париже, а вернее - в его пригородах. Здесь в течение
пяти
дней
проходил второй Европейский социальный форум (и сопутствующие ему мероприятия)
- большой съезд альтермондиалистов со всей Европы, не
исключая
Восточной,
а также немножко из Азии, Африки, Америки, Австралии - в общем, со всего мира.
Социальный форум - это много-много заседаний и обсуждений,
как
на экономическом форуме в Давосе, но с другим подтекстом. И сопутствующие
мероприятия - это не погромы парижских магазинов, банков и
бирж,
как, возможно, уже подумал проницательный читатель, а тоже заседания, но
организованные немного по-другому и с несколько иными целями. Скажем,
женская
ассамблея, проведённая феминистками, практическая лаборатория по обмену опытом,
организованная медиа-фриками. Это, во-первых, будет
позамысловатее, чем просто хакеры, а, во-вторых, это вполне серьёзно - скажем, в
Италии, где три крупнейших телеканала принадлежат премьер-министру
Берлускони,
нередки случаи сквотирования (захвата) телеволны и временной трансляции альтетнативных
телепрограмм вместо обычного
государственно-корпортаивного теленавоза. Это и многое
другое как раз и обеспечивают медиа-фрики, ребята и
девчонки с красными, синими, зелёными,
фиолетовыми
и бог знает какими волосами, с килограммами железа в
бровях, ноздрях, губах и т.д., внешне выглядящие подчас странновато, как
какие-то
"космические
панки-инопланетяне", но делающие для всемирного
протестного движения очень важную и очень нужную
работу, выстраивая для него собственную
информационную
систему, альтернативную империалистическим СМИ – поблагодарим их за это! Или
Европейский либертарный форум, в котором участвовали
мужчины,
женщины и собаки, причисляемые к анархическому крылу европейского протестного
движения.
Зачем
антиглобалистам съезды,
почему им недостаточно больших демонстраций, битья витрин и драк с полицией? Во-первых,
потому, что не все они - драчуны,
а,
во-вторых, потому что драк уже недостаточно. Конечно, именно благодаря многочисленным
эксцессам с полицией движение противников капиталистической
глобализации
завладело общественным вниманием и, вслед за уличными боями в Сиэттле в 99-м, в Праге в 2000-м, в Гётеборге и Генуе в
2001-м (и так далее)
смогло прокричать на ухо обывателю несколько своих
конструктивных предложений по поводу налогообложения (налог Тобина
на финансовые
спекуляции),
приватизации (приватизация водных ресурсов на Западе и в Третьем
мире уже началась, альтермондиалисты надеются ей
воспрепятствовать,
предлагая
иные варианты решения водной проблемы), борьбы с обнищанием и загрязнением
окружающей среды и т.д. Как сказал по этому поводу российский
политолог
Борис Кагарлицкий, насилие - это пиар
бедных. Да, всё это так.
Только
одного пиара недостаточно, когда нужно превратить
политические лозунги в конкретные политические результаты. Мировые элиты который год
делают
вид, что не слышат голоса простестующих, основные
направления европейской, американской, африканской (далее - по списку) политики
остаются
прежними - торжество неолиберализма,
снятие последних препятствий на пути развития транснациональных корпораций,
размывание среднего класса (там, где
он
был), дальнейшее обнищание, социальная и политическая маргинализация
больших слоёв населения, постепенное (довольно быстрое) формирование того,
что
редакторы немецкого журнала "Шпигель" назвали "обществом 20 к
80-ти", в котором 20 процентов населения владеют всем, а 80 - ничем.
Возможно,
именно это отсутствие реальных политических рычагов и заставило более
конформистскую (или более конструктивную, по самоопределению) часть
движения
в 2000 году собраться на первый Всемирный социальный форум в бразильском Порту-Алегри, городе, уже несколько лет управляемом левым
муниципалитетом
во главе с Партией трудящихся. В 2002-м настал черёд Европейского
социального форума (первый континентальный съезд
антиглобалистов принимала управляемая
коммунистической мэрией Флоренция), в 2003-м Форумы начали дробиться по
регионам, в частности, в конце июня-начале
июля
альтермондиалисты Сибири провели свою встречу под
Барнаулом.
Бюрократия и сеть
Во
Флоренцию на первый Европейский социальный форум приехало 30 тысяч участников и
гостей, на Парижском их было тысяч на 10-15 больше. Программа
форума,
бесплатно раздававшаяся тут и там, вышла в виде газеты-таблоида объёмом 56
страниц, на которых я насчитал то ли 770, то ли 870 мероприятий
(сбился
при подсчёте). Но большинство пришедших и приехавших
участвовали в больших пленарных заседаниях (скажем, на пленарке по Чечне было
человек 900,
и
она не была самой многолюдной, - всё-таки тема эта во Франции не такая модная),
где несколько тысяч человек по три часа слушали пять-шесть
говорящих
голов, как в телевизоре, только без рекламных пауз. Эффективность такого рода
собраний с точки зрения реального обсуждения проблемы невелика,
зато
очень неплохо срабатывает в качестве дополнительного избирательного ресурса - и
это, возможно, вторая причина большой популярности социальных
форумов
у левых политиков.
Отчасти
такие форумы - это своего рода реванш левых партийных и профсоюзных бюрократий,
которые с самого начала альтермондиалистского
движения были
отодвинуты
в сторону, ведь протест альтермондиалистов был
очевидным протестом нового поколения - не только против капиталистов, но и против
"профессиональных
борцов с капитализмом", против их застывших идей и методов. Официально
большим левым партиям не разрешается участвовать в
социальных
форумах, поскольку само альтермондиалистское
движение рождалось как протест вне старых партийных рамок, протест
неформальный, живой,
незакостеневший, протест, оппозиционный не только по отношению к традиционным и
нетрадиционным правым, но и к традиционным левым партиям. Но
ни
для кого не секрет, что партии участвуют и в финансировании, и в организации
форумов - никто же не мешает представить важного партийного
деятеля
профессором социологии или руководителем профсоюза, кем они параллельно и
являются. Именно через социалистические и коммунистические
партии,
через их представителей в муниципалитетах, через левые мэрии идёт и большая
доля финансирования этих мероприятий. Так, делегация из бывшего
Советского
Союза, "СНГ-шная сотня", ночевала в
спортзале одного из французских пригородов, в мэрии которого вечером после
приезда
зафрахтованного
в Минске автобуса был устроен торжественный приём в нашу честь. Заместитель
мэра, коммунист, говорил прочувствованные слова, русские,
белорусские,
украинские, казахские и молдавские альтермондиалисты
пили вина и соки, подкреплялись печеньем, а кто-то даже остался танцевать под
мелодии
и
ритмы африканской эстрады, орагнизованные по
окончании официально-пиджачной части местными
чернокожими диджеями.
Конечно,
охватить все 870 мероприятий большого форума и ещё сотню или около - малого
(анархистского), было не под силу ни одному делегату.
Единственная
вменяемая тактика в таких условиях - разбежаться по разным уголкам парижского
региона, по разным залам, школам, ангарам и коридорам - и
общаться,
общаться, общаться, находить себе единомышленников со всего мира на много лет
вперёд. Анархисты из России, Украины, Беларуси и Сибири так
именно
и поступили. Я лично познакомился с чуваками и чувихами из Хорватии, Болгарии, Австралии, Венгрии и
Армении, обновил кое-какие старые контакты с
немцами,
голландцами, французами и испанцами. Коммунисты же постсоветские норовили
держаться вместе, ходить на одни и те же мероприятия и вводить
строгую дисциплину (скажу в скобках, что меня,
безработного, лишили выданной всем остальным дотации на питание просто из-за
того, что я нашёл себе
альтернативное
место ночёвки - в головы коммунистов никак не укладывалось, что "полного
пансиона" мне там не предоставляли). Увы, дикость и какая-то
общая
"невладелость" коммунистов и части
профсоюзников, какое-то конкурентное, несолидарное их
поведение сидит в них очень глубоко - думаю,
частично
этим и объясняется и их феноменальный успех на последних выборах в России, и их
неспособность организовать эффективные кампании солидарности в
тех
редких случаях, когда в стране вспыхивают-таки крупные забастовки. Для примера
скажу, что когда на обратном пути восемь анархистов из Киева,
Краснодара,
Москвы, Омска, Самары и Северска решили выйти из
автобуса и задержаиться в Берлине по
своим экологическим, профсоюзным, медиальным и
панковским
делам, коммунисты организовали голосование на тему, можно ли им это сделать.
Учитывая, что визы у всех действовали ещё недели две, всё это
не
тянет даже на дурной анекдот. Однако, коммунисты
превратили минутный вопрос в многочасовое изнурительное обсуждение. Профсоюзник
из Питера Михаил
Дружининский,
ветеран антиглобалистских поездок (он был и во
Флоренции, и в Генуе), вставший в этом вопросе на сторону анархистов,
успокаивал молодёжь:
"У
коммунистов это всегда так, они без этого не могут, не переживайте". Мы особо и не переживали.
В
Берлине мы, конечно, из автобуса вышли. И ещё с неделю укрепляли интернациональные
связи в этой европейской столице неформального левого
радикализма.
А коммунисты сразу поехали дальше, в Россию, готовиться к своим выборам, к
своему "феноменальному успеху". Честно говоря, после личного
общения
с комактивистами, у меня нет ни секунды сомнения в
том, что КПРФ или радикально изменится, или умрёт. В самое ближайшее время. Но
левая идея и
левое
дело без них не загнутся. Так что не жалко. В этом тоже убедили меня два форума
и одна демонстрация в Париже.
Альтермондиализм как модель
Не
знаю, как будет развиваться протестное движение в нашей стране дальше, особенно
в условиях нарастающего авторитаризма, ползучей ликвидации основных
гражданских
свобод вроде совободы слова, свободы ассоциаций и
т.п. - я не оракул. Но я полагаю, всемирная "антиглобалистская"
модель может
рассматриваться
как неплохой образец для постсоветских стран именно в силу своей сетевой,
горизонтальной, неиерархической структуры. В рамках такой
сети
возможен не только обмен информацией, она же может стать сетью солидарности, а
со временем и сетью совместных действий. Почему бы экологам
и
феминисткам не присоединиться к акции против реформы трудового законодательства
- ведь все мы работаем? Почему бы экологам и профсоюзникам
не
поддержать феминисток в их борьбе против неравной оплаты женщинам за равный
труд и против семейного насилия - неужели мы готовы мириться с этим?
Почему
бы профсоюзникам, феминисткам, антивоенщикам и
правозащитникам не поддержать экологов в их борьбе против опасных строек и
против нового
лесного
кодекса, который, рано или поздно, задушит смогом всех нас?
Очень
важно, чтобы существующие сегодня экологические, профсоюзные, правозащитные,
феминистские, антивоенные, медийные и прочие
общественные
инициативы
и их участники понимали, что они не одни, что во многом их интересы сходятся,
что они могут сотрудничать друг с другом, помогать друг
другу,
да и просто дружить. Только это - нормальные человеческие отношения - рука об
руку - и можно сегодня противопоставить машине государства и
капитала,
которая нас всех пожирает, независимо от пола, возраста, национальности, цвета
кожи, сексуальной ориентации и прочих привходящих
факторов.
Все мы - люди, все мы хотим жить, все мы хотим жить достойно. Нам пора бы уже
заметить друг друга и протянуть друг другу руки.
Влад Тупикин
obschtschina@mail.ru